25
тамыз
2019
На экзамене
Вы взяли билет, внимательно, вдумчиво прочитали вопросы билета… что дальше?
Для того чтобы уверенно и успешно выполнить задания вам полезно:
Для того чтобы уверенно и успешно выполнить задания вам полезно:
- понять и спокойно обдумать проблемы, поставленные в задаче, собраться с мыслями для их решения;
- продумать возможные способы решения проблемы, поставленной в задании;-рационально использовать отведенное на экзамен время: сначала выполнять те задания, которые кажутся более простыми, затем приниматься за более сложные;
- постараться поддерживать у себя позитивное мышление в течении всего отведенного времени для выполнения заданий;
- не поддаваться негативным изменениям в своем настроении;
- помнить, что очень важна положительная самооценка: проговорить про себя: "Я уверен в себе, потому что я положительно себя оцениваю. Я справлюсь с поставленными задачами и все будет хорошо! У меня все получится!..." снять излишнее волнение поможет метод «Ноготь большого пальца». Проговорите про себя: «Как только я нажму указательным пальцем на ноготь большого пальца, мое волнение начинает стихать, напряжение уходит, мои мысли становятся четкими, сознание ясным. Я спокоен и сосредоточен!»
Как вести себя на экзамене.
От чего ученик терпит фиаско на экзаменах?
Что виной тому — природная глупость, лень или отсутствие усидчивости, чреватое низким уровнем знаний? Увы, по данным психологов, 23% школьников и студентов проваливаются именно из-за своего мандража, т.е. по причинам, не имеющим отношения к качеству подготовки по предмету... То, что люди не всегда могут справиться со своим волнением, ни для кого не секрет. А вы умеете с ним справляться? Или чуть что, начинаете гнуться, как тростинка на ветру?
И вот вы на экзамене... Когда заходить за билетом — решайте сами. Но помните, к концу дня преподаватели становятся менее внимательными, они уже утомлены и не хотят слушать долгих рассуждений. Да и на оценки к концу дня, как правило, они скупее. Начинает срабатывать стереотип: «сильные идут первыми». Поэтому, если вы знаете предмет больше, чем на «четыре», идите в первой пятерке и получайте свои пять баллов.
Крайний случай — идти последним. Так поступают те, кому нужна тройка любой ценой. Оставшись один на один с экзаменатором, можно сообщить о себе дополнительную информацию: шумные соседи, тяжелое детство, болит нога... Только учтите, идущему в конце группы предстоит вынести еще одно испытание — многочасовое ожидание своей очереди.
А вы чувствовали ту напряженность, которая охватывает всю группу экзаменующихся? В чем она проявляется? Раздражало ли вас это? Что раздражало вас больше всего?
Оптимальный вариант — идти третьим-четвертым. У вас будет достаточно времени на подготовку, и вы не устанете от «мандража».
Типичные ошибки в поведении на экзамене
«Как запряжешь, так и поедешь» — гласит народная мудрость. Вспоминая эту поговорку, избегайте неверных шагов в самом начале ответа.
Замечено, что ученики чаще всего страдают от:
излишней самоуверенности. Вы сильно рискуете, начиная ответ со слов: «вообще-то, физика — предмет скучный», «в этом вопросе я не совсем согласен с Вернадским» и т.д. Конечно, вы имеете право на собственную точку зрения, но на экзамене надо демонстрировать определенный багаж позитивных знаний. Кроме того, хотите вы этого или нет, вам следует считаться с распределением ролей. Даже если вы переполнены современными воззрениями на физику, так что вас буквально распирает, помните, кто тут ученик, а кто учитель;
излишней неуверенности. Видимая робость может сыграть злую шутку. Поэтому не задавайте с дрожью в голосе таких вопросов: «извините, а мне уже можно н-н-на-чинать»;
безаппеляционности и самомнения. Высказывая (для красного словца) спорную мысль, помните, что экзаменатор может встать в оборонительную позицию. Например, небезопасно поднимать на смех политиков и классиков марксизма ленинизма в частности. Употребляйте почаще выражения «как правило», «чаще всего» и т.п.
Стиль, который нравится всем.
Тактика поведения на экзамене индивидуальна, причем она может меняться по мере возрастания знаний и опыта. И все же попытаемся выявить несколько основных поведенческих стилей, в рамках которых мы обречены действовать, оказавшись перед лицом экзаменатора.
1.«Кавалерийская атака». Информация как снежная лавина обрушивается на экзаменатора. Высокий темп, минимальные паузы в вашей речи — все это демонстрирует не только безграничность знаний, но и уважительное отношение к драгоценному времени преподавателя. Как правило, при использовании данного типа ответа преподаватель удостоит вас репликой: «Хорошо, хорошо, перейдем к следующей теме». Ура, таким образом вы избавлены от дополнительных вопросов!
2.«Свободный полет». Вы садитесь перед экзаменатором, демонстративно откладываете лист с ответами на вопросы подальше и начинаете четко отточенную речь... Как правило, это производит выигрышное впечатление. Экзаменатор наверняка удивится и постарается запомнить вас, но данный тип ответа можно применить только при отличном знании материала.
3.«Доклад». Не отводя глаз от листа бумаги, вы зачитываете все свои записи. Но знайте, даже если ответ будет полным и правильным, вы оставите о себе невыгодное впечатление. Это самый худший тип ответа.
4.«Эффектная концовка». Она, вообще-то, необходима. Яркий пример, удачная цитата или поговорка — вот основные особенности речи человека, желающего доставить удовольствие себе и экзаменатору. При этом следует помнить, что внимание последнего обычно бывает максимальным в начале и в конце ответа. Поэтому удачное начало и яркая концовка — залог вашего успеха.
5.«Квантовый выброс». Ученик разбивает свой ответ примерно на пять частей: утверждение, доказательство, примеры, выводы, повторение основных положений. Такой подход хорош в двух случаях. Во-первых, когда билет, вынутый вами, весьма сложен. Во-вторых, если экзаменатор преклонного возраста. Дело в том, то у пожилых людей при снижении быстроты мыслительных процессов объем знаний остается высоким. Соответственно у них меняется иерархия ценностей и большое предпочтение они начинают отдавать знаниям, а не сообразительности. Значит, именно знания и надо уметь демонстрировать.
А после экзамена что?
У тех ребят, чья тревожность перед экзаменом оказывала мобилизующее действие, все ритмы нервной системы быстро нормализуются. Независимо от полученной оценки, пульс, давление крови, мышечный тонус быстро выравниваются. У тех же, чье эмоциональное напряжение не способствовало преодолению стресса, эти показатели, увы, нередко продолжают нарастать, причем тоже независимо от успешности.
Парадоксальная ситуация: воздействие раздражителя закончилось, а эмоциональное напряжение растет. Это состояние психологи характеризуют как невротическую тревожность, которая направлена на мобилизацию психофизических сил к предстоящей деятельности.
«Водопад»
Для разгрузки послушайте концерт легкой (классической или другой любимой, но легкой) музыки.
Сядьте поудобнее, закройте глаза, 2—3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы у водопада... Красивый пейзаж, приятный шум падающей воды, напряжение постепенно уходит, становится легко и свободно…
Парадоксальная ситуация: воздействие раздражителя закончилось, а эмоциональное напряжение растет. Это состояние психологи характеризуют как невротическую тревожность, которая направлена на мобилизацию психофизических сил к предстоящей деятельности.
«Водопад»
Для разгрузки послушайте концерт легкой (классической или другой любимой, но легкой) музыки.
Сядьте поудобнее, закройте глаза, 2—3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы у водопада... Красивый пейзаж, приятный шум падающей воды, напряжение постепенно уходит, становится легко и свободно…